ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
СЕЛА БОЛЬШОЙ САМОВЕЦ
ГРЯЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
на 2009-2013 годы
Раздел I. Паспорт программы развития МОУ СОШ с.Б.Самовец на 2009 – 2013 годы
Раздел II. Информационно-аналитическая справка о школе.
2.1. Общие сведения.
2.2. Контингент учащихся и результативность усвоения общеобразовательных программ.
2.3. Состояние здоровья учащихся.
2.4. Текущее ресурсное обеспечение школы.
2.5. Характеристика социума.
2.6. Миссия школы.
2.7. Нормативно-правовая база
Раздел III. Концептуальные основания программы развития.
3.1. Структура образовательного процесса
3.2. Учебный план и его обоснование.
3.3. Система дополнительного образования.
3.4. Основные принципы содержания воспитательной работы.
3.5. Модель будущего выпускника
Раздел IV. Реализация Программы развития.
4.1. Приоритетные направления реализации программы развития школы.
4.2. Основные мероприятия по реализации Программы развития.
Раздел V. Ожидаемые результаты Программы развития.
Раздел VI. Ресурсное обеспечение выполнения Программы развития.
Пояснительная записка
В системе образования сельских учащихся накопилось много проблем. Они обусловлены причинами социально-экономического, демографического, профессионально-педагогического и др. характера. Существующие проблемы не позволяют педагогическим коллективам сельских школ обеспечивать высокий уровень качества образования, интеллектуального, психического и физического развития своих воспитанников, выполнять социальный заказ – готовить кадры для сельского хозяйства.
В сложных условиях перехода к рынку особенно село попало в трудную ситуацию. Ориентация на конкурентоспособную личность – насущная потребность любой школы. Для сельской школы эта проблема стоит особенно остро. Сельский образ жизни сужает возможности для выполнения школьниками многообразных социальных проб, проигрывания различных социальных ролей. Это замедляет процесс социализации сельских школьников. Поэтому актуальность проблемы социализации и воспитания сельских школьников не вызывает сомнений.
Специфика сельской школы находит свое проявление в организации учебного процесса, способах взаимодействия учащихся во внеурочное время, в содержании,
формах и методах учебно-воспитательного процесса.
Федеральные программы развития системы образования России определяют для нас основные стратегические ориентиры. В частности, в них определено, что достижение нового качества обучения и воспитания должно быть сопряжено с максимальным обеспечением условий для развития духовности обучающихся, приобщением их к ценностям отечественной и мировой культуры, профессиональным и жизненным самоопределением.
Одна из главных проектных задач образования – формирование подрастающего поколения, которому предстоит жить в ХХI веке. Это возможно при приведении всего образовательного процесса в определенную систему.
Раздел I. Паспорт программы развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Большой Самовец на 2009-2013 годы
Полное наименование Программы | Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Большой Самовец Грязинского муниципального района Липецкой области на 2009-2013 годы. | |
Где принималась Программа | На заседании Совета школы (протокол № 2 от 15.10.2009г.), предварительное обсуждение на педсовете (протокол №1 от 31.08.2009г.). | |
С кем согласована Программа | Отдел образования Администрации Грязинского муниципального района Липецкой области. | |
Основание для разработки Программы | — Конституция Российской Федерации;
— Конвенция ООН о правах ребенка; — Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992 г. №3266-1; в редакции федерального закона от 23.12.2003 г. №186-ФЗ); — Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120–ФЗ); — Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ); — «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. №751); — «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р, приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. №393); — Федеральная целевая программа развития на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803 — Типовое положение об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196); — Законодательные акты Липецкой области: — Базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений Липецкой области; — Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.1178-02, постановление № 44 от 28.11.2002). |
|
Заказчик программы | Социум, педагогический коллектив, Учредитель. | |
Разработчики Программы | — Педагогический коллектив МОУ СОШ с.Большой Самовец
— директор школы Терехова В.Н. — заместитель директора по УВР Сокрюкина Л.М. — заместитель директора по ВР Чуносова О.С. |
|
Научно-методические основы разработки Программы | — Сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки РФ «Вестник образования»;
— учебное пособие Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования «Государственная политика в системе общего образования РФ»; — издания периодической печати; — «Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы». Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем. Под редакцией А.М. Моисеева – М., Педагогическое общество России, 1999 г.; — «Управление развитием школы». Пособие для руководителей образовательных учреждений. Под редакцией М.М. Поташника и В.С. Лазарева – М. Новая школа, 1995 г.; — методические журналы «Директор школы», «Завуч», «Воспитание школьника»; — Фрумин И.Д., Пинский А.М. Система координат, или Возможная схема разработки программы развития школы.//Директор школы, 2001.-№9.; |
|
Основная цель Программы | Создание модели сельской школы, эффективно обеспечивающей высокий, отвечающий современным требованиям, уровень образования в сельской местности, максимально удовлетворяющий образовательные потребности сельского населения, что в полной мере соответствует интересам социально-экономического и культурного развития в целом. | |
Основные задачи Программы | 1. Определение оптимального содержания образования учащихся в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства.
2. Формирование здорового образа жизни. 3. Укрепление материально-технической базы школы и ресурсного обеспечения школьного образования. 4. Совершенствование системы повышения квалификации педагогов школы, повышение престижа педагогического труда, укрепление кадрового потенциала. 5. Создание и утверждение нормативно-правовых документов, обеспечивающих деятельность Программы развития школы. |
|
Принципы реализации программы | — программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;
— информационная компетентность участников образовательного процесса о происходящем в школе; — вариативность действий по реализации задач развития школы; — включение в решение задач Программы развития всех субъектов образовательного процесса. |
|
Управление программой | Корректировка программы осуществляется Советом школы, Педагогическим Советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором. | |
Сроки реализации Программы |
1 этап Подготовительный (2009-2010 гг.) |
Выявление перспективных направлений развития школы в условиях модернизации образования.
Создание условий для реализации программы: 1.Мониторинг различных аспектов образовательного и воспитательного процессов. 2.Определение стратегии и тактики деятельности. 3.Кадровое обеспечение образовательного и воспитательного процесса. 4.Решение проблем материально-технического и нормативно-методического обеспечения. |
2 этап Основной этап (практический) (2010-2012 гг.) |
— совершенствование форм содержания и методов образования и воспитания;
— качественное и количественное закрепление достигнутых результатов; — моделирование системы ученического самоуправления; — совершенствование системы формирования здорового образа жизни, ценностного отношения к своему здоровью; — постепенный переход к профильному образованию; — повышение профессионального мастерства и творческого роста педагогов. |
|
3 этап Обобщающий этап (2012 -2013 гг.) |
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы.
Определение путей дальнейшего развития на основе самоанализа работы школы в период действия Программы развития. |
|
Структура Программы | Раздел I | Паспорт программы развития МОУ СОШ с.Большой Самовец на 2009-2013 годы |
Раздел II | Информационно-аналитическая справка о школе | |
Раздел III | Концепция Программы развития | |
Раздел IV | Реализация Программы развития школы | |
Раздел V | Ожидаемые результаты | |
Раздел VI | Ресурсное обеспечение выполнения программы. | |
Исполнители основных мероприятий Программы | Педагогический коллектив школы | |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Реализация Программы развития позволит заложить основы для:
— обновления содержания и технологий обучения с учетом современных требований, достижения заданного качества образования; — обеспечения преемственности и непрерывности обучения на всех уровнях образования; — дифференциации обучения, постепенного перехода к профильному обучению; — развития процесса информатизации образования; — развития воспитательного потенциала образовательного учреждения; — максимального учета интересов и желаний учащихся и их родителей в выборе содержания и технологии учебно-воспитательной работы; — создания условий для творческой самореализации учителя; — сохранения и развития здоровья учащихся. |
Раздел II. Информационная справка о школе
2.1. Общие сведения
Школа расположена в центре села Большой Самовец, которое находится неподалеку от города Грязи – крупного железнодорожного узла. До Липецка, областного центра, тридцать километров.
Вокруг живописно расположились широкие плодородные поля, зеленые леса и овраги.
Об истории названия села существует много интересных легенд. Одна из них гласит о том, что когда-то река Самовчик была настолько глубокой, что в ней водились большие сомы, равных которым не было нигде. Жители занимались охотой и рыболовством, тем и прославились на всю округу.
С тех пор и прозвали село Большой Самовец. Сейчас наша речка очень узкая и не такая глубокая, зато берега по ту и другую сторону образуют крупные возвышенности: «Северный» и «Южный» бугры.
Школа в селе существует с конца 18 века. Сначала церковно-приходская, затем земская (1865 г.). В 1933 году было построено здание 7-летней школы (в настоящее время – старое здание, в котором обучаются 1-4 классы), в котором в годы Великой Отечественной войны (1942 – 1945 гг.) находился военный госпиталь. В 1984 г. было построено новое современное здание школы со спортзалом, библиотекой, столовой, мастерской, противорадиационным укрытием, светлыми просторными кабинетами.
У нас есть свои достопримечательности: детский сад, школа, дом бытовых услуг.
Современная школа — центр общественной и культурной жизни села.
Вокруг школы сложилась своя образовательная среда, т.к. она находится в очень благоприятном социокультурном окружении. Рядом, в районном центре Грязи расположены Детская школа искусств, ДООЦ(ФКиС), бассейн, ЦРТДЮ, районная библиотека, РОСТО ДОСААФ, военкомат, центр занятости населения, РОВД, МУЗ «Грязинская ЦРБ». У нашей школы со всеми вышеперечисленными организациями и учреждениями тесные взаимоотношения. Каждый 10-й ученик нашей школы получает художественное и музыкальное образование в школе искусств, занимается каким-либо видом спорта в спортивной школе. Кроме этого на базе нашей школы работают спортивные секции по футболу и настольному теннису, которые ведут тренеры ДООЦ(ФКиС) (Остапов А.С., Жданова Н.С.), кружок по изучению правил дорожного движения от ЦРТДЮ (руководитель Куличкова О.А.). Такое тесное сотрудничество обеспечивает нашим ребятам полноценное проведение второй половины дня, свободной от занятий.
К совместной воспитательной работе привлечены также сотрудники РОВД, ГИБДД, прокуратуры, центра занятости населения, ЦРБ. Родительские собрания, лекции для родителей и обучающихся школы, классные часы, ежегодные ярмарки профессий – далеко не полный перечень форм нашей совместной работы.
Непрерывности образования детей способствует то, что рядом со школой расположен детский сад «Радуга». 90% наших учеников – его выпускники.
Большесамовецкая средняя школа — это двадцать учебных кабинетов, мастерская, спортивный зал, столовая, кабинет информатики, кабинет домоводства, тир, помещение для занятий по ОБЖ с «полосой выживания», три спортивных площадки. Учебные занятия проходят в двух зданиях: 5-11 классы обучаются в двухэтажном кирпичном здании, построенном в 1984 году, 1-4 классы – в старом здании довоенной постройки.
В школе – 11 классов-комплектов, 200 учащихся, 25 учителей, 5 из которых выпускники нашей школы.
Четыре учителя имеют высшую квалификационную категорию.
Одиннадцать – первую квалификационную категорию.
Десять учителей – вторую квалификационную категорию.
В 2006 г. учитель начальных классов Соболева И.Н. стала призером муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года».
Три педагога награждены грамотами Министерства образования РФ, один – знаком «Почетный работник общего образования РФ», многие имеют Почетные грамоты Управления образования и науки Липецкой области и Отдела образования Администрации Грязинского муниципального района.
Ежегодно на базе школы проводятся районные семинары директоров школ, заместителей директоров школ, учителей-предметников.
Наши ученики принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников и занимают призовые места в муниципальных и региональных этапах:
2006-2007 уч.г. – Сафронов Дмитрий, Кудинова Екатерина – 2-е место по технологии; Аникин Евгений, Галлимулина Римма – победители районного этапа олимпиады по ОБЖ; Мурашова Надежда – 2-е место по русскому языку.
2007-2008 уч.г. – Грибанова Татьяна – 1-е место по литературе в районом этапе, Пронин Александр, Кудинова Екатерина, Петраускас Вероника – призовые места по технологии, Нижегородова Светлана – 2-е место по МХК, Правильников Алексей, Качалина Лилия – 2-е и 3-е место по ОБЖ.
2008-2009 уч.г. – победители районного этапа олимпиады и призеры областного – Грибанова Татьяна по литературе, Зеленов Андрей – по ОБЖ; Нижегородова Ольга – 2-е место по истории, Нижегородова Светлана, Федянин Максим – 2-е место по МХК, Пронин Александр, Правильников Алексей, Шальнева Екатерина, Мурашова Любовь – 2-е и 3-и места по технологии, Нижегородова Ольга – биология, 3-е место.
Зеленов Андрей Грибанова Татьяна
Школа также знаменита спортивными достижениями учителей и учеников, туристической, военно-патриотической работой, успехами юношей в подготовке к службе в армии.
Год |
Мероприятия |
Место (номинация) |
2005-2006 | Круглогодичная спартакиада школьников
Районный конкурс «А ну-ка, воин!» Районный конкурс «Безопасное колесо» Районная историко-патриотическая игра «Вперед, мальчишки!» Областной конкурс на лучшее туристское путешествие, посвященное 60-летию Великой Победы |
2 место
1 место 1 место (фигурное вождение) 3 место
3 место |
2006-2007 | Круглогодичная спартакиада школьников:
Баскетбол Настольный теннис Легкоатлетический кросс Районный конкурс «А ну-ка, воин!» Районный конкурс «Безопасное колесо»
Районные соревнования по военно-прикладному многоборью |
2 место 3 место 3 место 2 место 3 место (основы оказания первой доврачебной помощи)
1 место |
2007-2008 | Круглогодичная спартакиада школьников: футбол
Районный конкурс «Вперед, мальчишки!» Районный конкурс «Безопасное колесо» |
2 место
3 место (строевой смотр) 2 место (знатоки ПДД) |
Награды школы
Год |
Мероприятия |
Место (номинация) |
2008 год |
Районная выставка трудовых дел школьников «Урожай 2008» |
2 место (многообразие) |
2009 год |
Районная выставка трудовых дел школьников «Урожай 2009» |
2 место (многообразие) |
2007 год |
Районный конкурс «Вместо ёлки новогодний букет»
Областной конкурс «Дорога глазами детей!» Районный конкурс «Моя родословная» |
«За активное участие» 1 место (выжигание) 2 место |
2008 год |
Районный конкурс «Вместо ёлки новогодний букет»
Районная акция «Дни защиты от экологической опасности» |
2 место «За активное участие» |
2009 год |
Районный конкурс «Вместо ёлки новогодний букет»
Областной конкурс «Вместо ёлки новогодний букет» |
1 место 2 место |
Школа занимается в первую смену, поэтому вторую половину дня учащиеся посещают внеклассные занятия в кружках, спортивных секциях, клубах по интересам: «ОФП», туристский, шахматный, театральный, хоровой, эстрадной песни, кройки и шитья, «Умелые руки», «Бисероплетение», «Патриот», «Подросток», «Общение».
Учредителем МОУ СОШ с.Большой Самовец является Отдел образования администрации Грязинского муниципального района Липецкой области.
В 2005 г. МОУ СОШ с.Б.Самовец прошла аттестацию и подтвердила свой статус общеобразовательного учреждения, получив «Свидетельство о государственной аккредитации» АА № 013077.
Школа получила «Лицензию на право ведения образовательной деятельности» (№ 302274 от 30.07.2008г.).
МОУ СОШ с.Б.Самовец является юридическим лицом – «Свидетельство о внесении в «Единый государственный реестр юридических лиц» 48 № 000199598 от 08.12.1997 г.
В МОУ СОШ с.Большой Самовец обучаются дети, проживающие на территории Администрации Большесамовецкого сельского поселения Грязинского муниципального района Липецкой области.
2.2. Контингент учащихся и результативность усвоения общеобразовательных программ
Общее количество учащихся по ступеням обучения:
Количество учащихся в классах |
Текущий уч.год |
|
классов |
уч-ся |
|
Всего | 11 | 200 |
Первая ступень | 4 | 70 |
Вторая ступень | 5 | 104 |
Третья ступень | 2 | 26 |
Из них учащихся, обучающихся на дому | 2 |
Успеваемость и качество знаний учащихся МОУ СОШ с. Б.Самовец с 2006 по 2008 г.
Учебный год |
2006-2007 |
2007-2008 |
2008-2009 |
Успеваемость |
100% |
100% |
100% |
Качество знаний |
33,9% |
40,3% |
35,6% |
Серебряная медаль |
1 |
— |
— |
Похвальный лист |
10 |
5 |
2 |
Анализируя успеваемость и качество знаний учащихся за последние годы можно заметить, что качество знаний школьников остается приблизительно на одном уровне. Небольшой спад качества знаний объясняется тем, что определенная часть учащихся 9 класса, имеющие хорошие показатели, поступают в средние специальные учебные заведения города.
Успеваемость и качество знаний учащихся МОУ СОШ с.Б.Самовец с 2006 по 2008 г
(по классам в %)
Учебный год |
2006-2007 |
2007-2008 |
2008-2009 |
|||
Класс |
Кач.зн |
Успев. |
Кач.зн |
Успев. |
Кач.зн |
Успев. |
2 кл. |
42,8% |
100% |
68,8% |
100% |
34,8% |
100% |
3 кл |
66,6% |
100% |
43,8% |
100% |
68,8% |
100% |
4 кл |
28,6% |
100% |
58,8% |
100% |
41% |
100% |
5 кл |
33,3% |
100% |
38% |
100% |
15,8% |
100% |
6 кл |
27,5 % |
100% |
37,5% |
100% |
37,5% |
100% |
7 кл |
30 % |
100% |
27,7% |
100% |
40% |
100% |
8 кл |
32,5% |
100% |
38,3% |
100% |
22,2% |
100% |
9 кл |
30,8% |
100% |
31% |
100% |
20% |
100% |
10 кл |
18,6% |
100% |
44,4% |
100% |
40% |
100% |
11 кл |
33% |
100% |
14,2% |
100% |
50% |
100% |
Диаграмма показывает, что у учащихся школы на второй ступени обучения качество знаний снижается. Возможно, это объясняется, в том числе, и снижением уровня мотивации учащихся 5-9 классов, связанным с особенностями подросткового возраста.
Результативность усвоения программ выпускниками по предметам
(4 класс)
Предметы по учебному плану |
2006-2007 уч. год |
2007-2008 уч. год |
2008-2009 уч. год |
||||||
Аттест челов |
% |
% усп.
на «4»-«5» |
Аттест челов |
% |
% усп. на «4»-«5» |
Аттест |
% |
% усп. на «4»-«5» |
|
Русский язык |
21 |
100 |
28,6 |
16 |
100 |
58,8 |
17 |
100 |
41 |
Литерат |
21 |
100 |
35,4 |
16 |
100 |
65,1 |
17 |
100 |
52 |
Математика |
21 |
100 |
28,9 |
16 |
100 |
62 |
17 |
100 |
45,3 |
Окружающий мир |
21 |
100 |
31 |
16 |
100 |
70 |
17 |
100 |
68 |
Музыка |
21 |
100 |
100 |
16 |
100 |
100 |
17 |
100 |
100 |
ИЗО |
21 |
100 |
100 |
16 |
100 |
99,2 |
17 |
100 |
100 |
Физ.культура |
21 |
100 |
95 |
16 |
100 |
97,3 |
17 |
100 |
98,3 |
Трудовое обучение |
21 |
100 |
98,2 |
16 |
100 |
97,5 |
17 |
100 |
100 |
Результативность усвоения программ выпускниками основной школы по предметам
(9 класс)
Предметы по учебному плану |
2006-2007 уч.г (выпуск 26 человек) |
2007-2008 уч. год (выпуск 29 человек) |
2008-2009 уч. год (выпуск 30 человек) |
|||
% |
% успев. на «4»-«5» |
% |
% успев. на «4»-«5» |
% |
% успев. на «4»-«5» |
|
Русский язык |
100 |
30,8 |
100 |
40 |
100 |
30 |
Литература |
100 |
45 |
100 |
52 |
100 |
35 |
Немецкий язык |
100 |
32 |
100 |
57 |
100 |
38 |
Алгебра |
100 |
31,3 |
100 |
43,8 |
100 |
32 |
Геометрия |
100 |
32 |
100 |
42 |
100 |
34 |
Информатика |
100 |
30,8 |
100 |
42 |
100 |
40,1 |
История |
100 |
50 |
100 |
57 |
100 |
57 |
Обществознание |
100 |
50 |
100 |
62 |
100 |
57 |
География |
100 |
58 |
100 |
57 |
100 |
48,3 |
Биология |
100 |
64 |
100 |
51 |
100 |
52 |
Физика |
100 |
30,8 |
100 |
40 |
100 |
42,3 |
Химия |
100 |
30,8 |
100 |
40 |
100 |
30 |
Физическая культ |
100 |
95 |
100 |
97 |
100 |
99 |
ОБЖ |
100 |
82 |
100 |
95 |
100 |
95 |
Технология |
100 |
91 |
100 |
90 |
100 |
97 |
Черчение |
100 |
52 |
100 |
71 |
100 |
62 |
Результативность усвоения программ выпускниками средней школы по предметам
(11 класс)
Предметы по учебному плану |
2006-2007 уч.г (выпуск 26 человек) |
2007-2008 уч. год (выпуск 14 человек) |
2008-2009 уч. Год (выпуск 8 человек) |
|||
% |
% успевающ на «4»-«5» |
% |
% успевающ на «4»-«5» |
% |
% успевающ на «4»-«5» |
|
Русский язык |
100 |
33,5 |
100 |
14,2 |
100 |
50 |
Литература |
100 |
50 |
100 |
28 |
100 |
57 |
МХК |
100 |
67 |
100 |
50 |
100 |
70 |
Немецкий язык |
100 |
50 |
100 |
18,4 |
100 |
50 |
Английский язык |
100 |
52 |
100 |
32 |
— |
— |
Алгебра и нач анал |
100 |
33 |
100 |
15 |
100 |
50 |
Геометрия |
100 |
34,2 |
100 |
16,2 |
100 |
50 |
Информатика |
10 |
67 |
100 |
40 |
100 |
57 |
История |
100 |
50 |
100 |
40 |
100 |
62 |
Обществознание |
100 |
50 |
100 |
43 |
100 |
64 |
Биология |
100 |
50 |
100 |
28,3 |
100 |
60 |
Химия |
100 |
34,2 |
100 |
16,8 |
100 |
52 |
Физика |
100 |
34,2 |
100 |
16,7 |
100 |
50 |
Астрономия |
100 |
50 |
100 |
25,7 |
100 |
70 |
ОБЖ |
100 |
67 |
100 |
97 |
100 |
90 |
Физическая культ |
100 |
90 |
100 |
97 |
100 |
100 |
Технология |
100 |
92 |
100 |
97 |
100 |
90 |
Результативность усвоения программ выпускниками средней школы,
показанная при сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ)
Предметы по которым сдавался экзамен (ЕГЭ) |
2006-2007 год |
2007-2008 год |
2008-2009 год |
|||
Сдавало (чел.) |
Сред. балл |
Сдавало (чел.) |
Средн. балл |
Сдавало (чел.) |
Средн. балл |
|
Русский язык |
26 |
41 |
14 |
48 |
8 |
48 |
Математика |
26 |
38 |
14 |
43 |
8 |
53 |
Физика |
— |
— |
— |
— |
1 |
45 |
Обществознание |
3 |
52 |
— |
— |
2 |
60 |
История |
— |
— |
— |
— |
1 |
76 |
Химия |
— |
— |
— |
— |
1 |
78 |
Биология |
2 |
64 |
— |
— |
1 |
81 |
Поступление в учебные заведения по окончании общеобразовательного учреждения
Продолжение обучения в других образовательных учреждениях |
2006-2007 уч. год |
2007-2008 уч. год |
2008-2009 уч. год |
|
Выпускники средней школы |
Поступили в ВУЗы |
8 |
5 |
4 |
Поступили в учреждения среднего профессионального образования |
14 |
2 |
2 |
|
Поступили в учреждения начального профессионального образования |
6 |
7 |
2 |
|
Выпускники основной школы |
Поступили в учреждения среднего профессионального образования |
7 |
5 |
11 |
Поступили в учреждения начального профессионального образования |
11 |
9 |
4 |
|
Продолжают обучение в 10 классе данного общеобразовательного учреждения |
8 |
15 |
15 |
|
Продолжают обучение в 10 классе других общеобразовательных учреждений |
— |
— |
— |
2.3. Состояние здоровья учащихся
Здоровье детей — один из основных показателей работы школы. Состояние здоровья учащихся оценивается по результатам ежегодных медицинских осмотров детей медработниками МУЗ «Грязинская ЦРБ».
Количество здоровых детей
2006/2007 | 2007/2008 | 2008/2009 | |
Количество учащихся | 227 | 222 | 224 |
Практически здоровые дети | 199 | 197 | 191 |
Практически здоровые дети в процентах | 88% | 89% | 85% |
Заболеваемость учащихся школы за последних 3 учебных года выглядит следующим образом:
Паспорт здоровья |
|||
Заболевания |
2006/2007 |
2007/2008 |
2008/2009 |
Дыхательная система |
— |
— |
— |
Сердечно-сосудистая система |
4 |
4 |
2 |
Опорно-двигательная система |
— |
— |
1 |
Органы зрения |
16 |
12 |
10 |
Болезни нервной системы |
— |
— |
1 |
Органы пищеварения |
8 |
3 |
5 |
Сердечно-сосудистые |
2 |
2 |
1 |
Мочевыводящая система |
2 |
1 |
3 |
Нарушение осанки |
5 |
3 |
2 |
Плоскостопие |
1 |
1 |
1 |
ОРЗ |
105 |
139 |
98 |
Грипп |
19 |
12 |
15 |
Кариес |
22 |
11 |
7 |
Хронический пиелонефрит |
— |
1 |
1 |
Состоящие на «Д» учете |
8 |
10 |
12 |
Таким образом, показатели здоровья учащихся отражают общие тенденции снижения уровня здоровья детей по Липецкой области. Анализ динамики заболеваний по школе за последние 3 года показывает, что процент практически здоровых детей несколько снизился (от 89% в 2007-2008 уч. г. до 85% в 2008-2009 уч.г.). Вероятно, это стало следствием как объективных, внешних причин (сокращением общего числа здоровых учащихся , окончивших школу).
Так по данным на 2009-2010 уч.г. в школе обучается 200 детей. Из низ по результатам мед. осмотра имеют:
высокий уровень — 15%
выше среднего — 19%
средний — 34%
2.4. Текущее ресурсное обеспечение школы
2.4.1. Кадровые ресурсы
В МОУ СОШ с.Б.Самовец работу с детьми осуществляет педагогический коллектив, состоящий из 3 членов администрации Школы, старшей вожатой, 21 учителя-предметника, из них, в том числе являются социальным педагогом – 1 чел., инспектором по охране прав детства — 1 чел., воспитателем группы продленного дня – 1 чел., педагогом дополнительного образования – 1 чел.
Образование и квалификация руководителей и педагогических работников школы соответствует занимаемой должности.
Качественный состав педагогических кадров:
Квалификация кадров |
2006-2007 уч. год |
2007-2008 уч. год |
2008-2009 уч. год |
Текущий год |
|||||||
чел. |
|
% |
чел. |
|
% |
чел. |
|
% |
чел. |
% |
|
Всего педагогов |
28 |
|
27 |
|
26 |
|
25 |
|
|||
Высшей квалификационной категории |
2 |
|
7 |
3 |
|
11 |
3 |
|
12 |
4 |
16 |
Первой квалификационной категории |
9 |
|
32 |
9 |
|
33 |
11 |
|
42 |
11 |
44 |
Второй квалификационной категории |
17 |
|
61 |
15 |
|
56 |
12 |
|
46 |
10 |
40 |
С высшим образованием |
25 |
|
89 |
24 |
|
89 |
25 |
|
96 |
24 |
96 |
Со средн. проф. образов. |
3 |
|
11 |
3 |
|
11 |
1 |
|
4 |
1 |
4 |
Повысили квалификацию |
1 |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
|
Педагогический стаж |
Количество педагогов | % от общего числа педагогов |
до 3 лет |
— |
— |
от 3 до 10 лет |
5 |
20% |
от 10 до 20 лет |
11 |
44% |
свыше 20 лет |
9 |
36% |
Вакансий нет.
Совместителей нет.
2.4.2. Состояние материально-технической базы
кол-во |
состояние |
|||
оптимальное |
допустимое |
критическое |
||
Спортивный зал
Стадион Столовая Библиотека |
1 1 1 1 |
|
+ + + + |
|
Мастерская комбинированная |
1 |
+ |
|
|
Кабинеты:
— русского языка — литературы — иностранного языка — информатики — математики — химии — географии — биологии — физики — истории — начальных классов — ГПД — обслуживающего труда — ОБЖ и ОВС |
1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 4 1 1 1 |
+ + + + + + + + + + + + + + |
|
|
Компьютеры
Телевизор Муз.центр Принтер Сканер |
11 1 1 3 2 |
|
+ + + + + |
|
Канализация
Водопровод Система отопления Пожарная сигнализация |
|
+ |
+ + +
|
|
Таким образом, материально-техническая база школы в основном находится в допустимом состоянии, однако некоторые жизненноважные объекты нуждаются в капитальном ремонте.
2.5. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИУМА
Сведения о социальном составе учащихся
Социальный статус семей учащихся:
Социальное положение семьи |
Текущий учебный год |
Всего учащихся |
200 |
Количество неполных семей:
в них детей |
27 29 |
Количество неблагополучных семей
Количество учащихся из неблагополучных семей |
1 2 |
Количество многодетных семей |
29 |
Количество учащихся из многодетных семей |
45 |
Количество семей под опекой
Количество детей, находящихся под опекой и попечительством |
4 5 |
Количество малообеспеченных семей
Количество учащихся из малообеспеченных семей |
34 40 |
Количество семей вынужденных переселенцев:
в них детей |
19 21 |
Количество детей-инвалидов |
5 |
Количество детей-сирот |
3 |
2.6. Миссия школы
Социально-педагогическая миссия школы состоит в удовлетворении образовательных потребностей жителей села; обучении и воспитании на основе базовых ценностей школы и всех субъектов образовательного процесса творческих, свободно осуществляющих свой жизненный выбор личностей, адаптированных к любым изменениям в окружающей среде (социальной, культурной, природной), адекватно оценивающих свои способности и возможности в социальной, культурной и профессиональной жизни, стремящихся к вершинам жизненного успеха, в том числе профессионального, с целью их социальной и личностной реализации.
Таким образом, миссия нашей школы состоит в создании наиболее благоприятных условий развития для всех детей: одаренных, обычных, нуждающихся в коррекции – с учетом их возрастных особенностей, склонностей, способностей и интересов.
2.7. Нормативно – правовая база школы
На основании Устава школы разработаны локальные акты, регулирующие учебно-воспитательный процесс.
В своей деятельности школа ориентирована на становление и развитие высокоразвитой интеллектуальной личности. Основными целями школы являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Вся деятельность педагогического коллектива подчинена реализации названных целей.
В учреждении имеются основные нормативно-организационные документы: Устав школы, локальные акты, регламентирующие отдельные стороны деятельности, годовой календарный учебный график, учебный план, штатное расписание, расписание уроков, утвержденное ТОУ Роспотребнадзора по Липецкой области в Грязинском районе. Администрация учреждения определилась в необходимом количестве локальных актов, исходя из особенностей учреждения, сложившейся практики работы, установившихся традиций.
Раздел III. Концептуальные основания программы развития
3.1. Структура образовательного процесса.
Мы хотим построить школу равных возможностей – это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети. С одной стороны, такая школа стремится максимально адаптироваться, а с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.
Мы хотим видеть своего ученика нравственной, физически здоровой, способной к творчеству и самоопределению личностью.
Структура образовательного учреждения:
I ступень – начальное образование;
II ступень – основное общее образование;
III ступень – среднее полное общее образование.
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. К их числу можно отнести: ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и другие. Таким образом, приоритетной целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Начальное образование
Для обучения в школу принимаются все граждане, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Правила приема граждан в школу определяются Учредителем в соответствии с законодательством РФ и закрепляются Уставом школы и Положением «Правила приема в школу».
В 1-й класс школы принимаются все дети достигшие возраста 6 лет и 6 месяцев на 1 сентября текущего года при отсутствии медицинских противопоказаний по состоянию здоровья, но не старше 8 лет.
Краткая психологическая характеристика возраста младшего школьника и задачи на первой ступени
Для начального общего образования на данном этапе развития приоритетным является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене.
У младших школьников начинают интенсивно развиваться интеллектуальные чувства. Активное познание в процессе учебной деятельности связано с преодолением трудностей, успехами и неудачами, поэтому возникает целая гамма чувств: удивление, сомнение, радость познания и в связи с ними интеллектуальные чувства, ведущие к успеху в учебной деятельности.
Таким образом, содержание обучения должно способствовать развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости усваиваемого материала, интеллектуальной удовлетворенности, получаемой от процесса обучения.
Наиболее эффективным в формировании мотивации учебной деятельности школьников является обучение, не ограничивающееся сообщением знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у них познавательных процессов и творческой активности.
Известно, что учебная деятельность протекает успешно, если она побуждает как мотивами, идущими от самой учебной деятельности, так и мотивами, вызываемыми позицией школы.
Таким образом, основными задачами I ступени образования являются:
- Обеспечение содержательной методической преемственности с дошкольным учреждением. Формирование у ребенка психологической готовности к школе.
- Формирование положительного отношения к учебе (мотивационная готовность).
- Достижение достаточного уровня произвольного поведения (волевая готовность), что означает умение включаться в задание, сохранять задачу, планировать и контролировать свои действия, действовать по правилу.
- Достижение необходимого уровня познавательных интересов; развитие способности к адаптации в новой жизненной ситуации.
- Организация развивающего обучения для детей с повышенной мотивационной готовностью к обучению.
- Выполнение государственных стандартов образования.
Целевые ориентиры
Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной
работе с обучающимися на I ступени:
Нравственный (ценностный) потенциал
Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах. Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе.
Познавательный потенциал
Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию.
Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе.
Коммуникативный потенциал
Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе.
Эстетический потенциал
Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.
Физический потенциал
Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятия физической культурой и спортом.
Основное общее образование
Основная школа охватывает детей в возрасте от подросткового до старшего подросткового. Своеобразие социальной ситуации подростка состоит в том, что он должен устанавливать отношения не с одним, а со многими учителями, учитывать особенности их личности и требований (порой противоречивые). В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества. Последнее заключается в избирательной готовности, в повышении восприимчивости к тем или иным сторонам обучения. Большое достоинство подростка – его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Также его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда же подростка состоит в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, так как не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучать этим способам, не дать угаснуть интересу к ним – главная задача школы. Сформированной учебной деятельностью считается такая деятельность учащихся, когда они, побуждаясь прямыми мотивами самого учения, могут самостоятельно определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы их решения, контролировать и оценивать свою работу. Одним из резервов эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения.
Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей подростка – познавательная. При ее удовлетворении у него формируются устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительное отношение к учебе. Именно для этого возрастного периода важно расширение содержания образования через введение новых предметов, активизацию познавательной деятельности в школе с помощью элективных курсов, кружков и т.д. В содержании образования, в выборе форм и методов обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности личности каждого ребенка.
Таким образом, основными задачами II ступени образования являются:
- Формирование прочных, устойчивых глубоких знаний основ наук.
- Повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, формирование коммуникативных навыков и начало формирования рефлексивных навыков.
- Формирование общеучебных умений и навыков.
- Формирование и укрепление здоровья детей.
Объективное усложнение учебного материала при переходе в основную школу, рост интеллектуальных нагрузок, постепенное формирование избирательных интересов учащихся приводит к снижению учебной мотивации
Результаты анализа показывают, что дети, переходящие из начальной школы в среднюю, снижают свою успеваемость из-за того, что не успевают работать на уроке в заданном учителем темпе. В силу этого появляется отставание в учебе. При обучении детей с разным уровнем развития падает интерес к обучению у учащихся с более высоким интеллектом.
Исходя из этого, вытекает следующая проблема: достаточно сложно получить высокое качество обучения в классах, в которых учатся дети с различными уровнями способностей.
Решение этой проблемы возможно лишь через ориентацию на индивидуальные способности обучающегося.
Российское общество предъявляет сегодня школе новые требования. Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в других стратегических документах является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний. Первоочередной задачей сегодня должно стать развитие личности молодых граждан России, формирование у них познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Введение предпрофильной подготовки в выпускном классе основной школы призвано стать важным средством для выбора профиля в старших класса. В соответствии с этим, перед педагогическим коллективом школы стоят следующие задачи:
- актуализировать потребность учащихся в определении своих образовательных и жизненных планов;
- обеспечить процесс определения учащимися образовательных и жизненных планов информационной базой;
- Создавать условия для получения учащимися минимального личного опыта в различных видах деятельности.
В связи с этим очень важно психолого-педагогическое сопровождение учащихся, которое включает консультирование учащихся, мониторинг освоения предпрофильных курсов, организацию рефлексии полученного учащимися опыта, их самопознания, соотнесение полученной информации и предпочтений. Это направление создает условия для убеждения учащихся 9-го класса в необходимости осуществления выбора (курсов, практик, направлений деятельности), для формирования осознанной позиции в отношении своей будущей деятельности.
Целевые ориентиры
Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на II ступени:
Нравственный потенциал
Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы.
Осознание возможностей, достоинств и недостатков; собственного «я», овладение приемами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения. Готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за свои поступки и действия.
Активность и способность проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы.
Познавательный потенциал
Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умения развивать и управлять познавательными процессами личности, способности адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.
Коммуникативный потенциал
Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.
Эстетический потенциал
Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства.
Физический потенциал
Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение простейшими туристскими умениями и навыками; знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями; способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.
Среднее полное общее образование
Старший школьник (период ранней юности) стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Характерная особенность личности старшеклассника – рост его самосознания. Мыслительная деятельность характеризуется все более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые явления в систему. Интеллектуальное развитие позволяет старшеклассникам осуществлять глубокий анализ материала, вскрывать закономерности, выявлять широкие аналогии, усваивать способы познания общих законов природы и общества.
Существенные изменения наблюдаются в их умственной деятельности, которая приобретает все более активный и творческий характер. Для этого возраста характерна целенаправленная познавательная деятельность.
В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Выбор профессии способствует изменению отношения к учебной деятельности. Все это создает благоприятные условия для ознакомления учащихся с психологической характеристикой профессии, т.е. теми требованиями, которые предъявляются к вниманию, наблюдательности, мышлению, воле, характеру и другими психологическими особенностями в той или другой профессии.
Старшеклассник начинает рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Наибольший интерес проявляют к тем предметам, которые будут важны в выбранной профессии. Значимым становится фактор успеваемости по этим предметам.
Основными задачами III ступени образования являются:
- Формирование научного стиля мышления, являющегося устойчивым качеством личности.
- Развитие потребности к самосовершенствованию.
- Формирование способностей к самостоятельному добыванию знаний.
- Формирование способности генерировать новые идеи, творчески мыслить.
- Формирование умений грамотной работы с информацией.
Целевые ориентиры
Образ выпускника 11-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на III ступени.
Нравственный потенциал
Осмысление целей и смысла своей жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество». Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации. Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни. Активность в общешкольных и классных делах, в работе с младшими школьниками. Наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
Познавательный потенциал
Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании.
Коммуникативный потенциал
Сформированность индивидуального стиля общения; владение разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способами поддержания эмоционально устойчивого поведения в кризисной жизненной ситуации; способность корректировать в общении и отношениях свою и чужую агрессию.
Эстетический потенциал
Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок, концертов; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности, поведении и отношениях с окружающими.
Физический потенциал
Стремление к физическому совершенству; умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников;привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния.
3.2. Учебный план и его обоснование
Учебный план школы разработан на основе типового федерального учебного плана общеобразовательных учреждений с учетом регионального компонента Липецкой области на 2009 – 2010 учебный год и на основании Приказа Управления образования и науки Липецкой области от 11.03.2008 года № 173 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования».
Учебный план ориентирован на выполнение требований государственного стандарта и состоит из предметов базисного и вариативного компонентов с учетом перспектив и особенностей развития школы в структуре образования в школе.
Базисный компонент включает в себя учебные дисциплины, позволяющие заложить фундамент знаний по основным предметам, обеспечивать уровень, соответствующий государственному стандарту. План предусматривает сбалансированность между циклами предметов, отдельными предметами, а также преемственность между ступенями и классами в процессе обучения. Вариативный компонент плана предоставляет учащимся возможность расширения и углубления знаний в соответствии с их интересами и способностями за счет введения дополнительных часов математики и литературного чтения (по 1 часу из предметов школьного компонента).
Учебный план рассчитан на 6-дневную учебную неделю, недельная нагрузка не превышает предельно допустимую. Логика его построения отражает основные задачи и цели, стоящие перед школой: воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, интеллектуальных, психологических) особенностей, образовательных потребностей и возможностей путем создания максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка.
Учебный план отражает основные подходы к содержательному наполнению образовательной программы.
При составлении учебного плана использована возможность перераспределения часов учебных занятий между предметами внутри конкретной образовательной области. Инвариантная часть учебного плана школы полностью реализует федеральный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. Он обеспечивается рекомендуемыми Базисным учебным планом образовательными областями: «Филология», «Математика», «Обществознание», «Естествознание», «Искусство», «Технология», «Физическая культура», а также соответствующим набором учебных предметов.
Вариативная часть учебного плана, включая предметы по выбору школы, в комплексе с элективными курсами дополняет содержание обеспечиваемой предметами инвариантной части.
Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.
Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения. Элективные курсы выполняют три основных функции:
1) развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету;
2) способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека
Обучение на I ступени осуществляется через общеобразовательные классы по традиционной программе 1- 4.
Образовательная область «Филология» расширена за счет школьного компонента на 1 час по литературному чтению во 2 классе для повышения орфографической, пунктуационной грамотности учащихся, для отработки практического владения языковым материалом, для выработки навыков беглого и осознанного чтения. Добавлено также по 1 часу на изучение математики во 2, 3, 4 классах, для формирования навыков счета и развития логического мышления.
По 1 часу за счет школьного компонента добавлено в 5 классе по экологии и ОБЖ с целью дальнейшего восприятия предметов образовательной области «Естествознание»
Расширена на 1 час образовательная область «Технология» за счет введения в 8 — 9 классах черчения и технологии, в этих же классах введены элективные курсы по технологии и математике с целью более углубленного изучения предметов и организации предпрофильного обучения.
1час за счет школьного компонента добавлено на изучение в 5 -7 классах основ безопасности жизнедеятельности, в 7 классе – информатики и русского языка.
С целью организации предпрофильного обучения в 10 и 11 классах увеличено количество часов на изучение математики, информатики и технологии и введены элективные курсы по математике, физике, информатике.
Максимальная нагрузка с учетом компонентов соблюдается. Учебный план реализуется в полном объеме, расписание соответствует плану школы.
Реализация учебного плана обеспечена необходимым количеством кадров, необходимым
программно-методическим материалом.
3.3. Система дополнительного образования
Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства.
Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, стремится к органическому сочетанию видов досуга с различными формами образовательной деятельности и решает проблему занятости детей.
Являясь широким и благодатным фоном для освоения образования, дополнительное образование позволяет создать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению.
Дополнительное образование дает детям информацию о прикладных видах деятельности, готовит обучающихся к будущей самостоятельной жизни и несёт определенную профориентационную нагрузку.
Система дополнительного образования школы используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Оно направлено на создание условий для развития личности каждого школьника.
Распределение учащихся в кружках, охват по интересам
Название кружка, секции |
Кол-во детей |
% от общего числа |
Туристский |
15 |
7,5 |
Бисероплетение |
24 |
12 |
Кройка и шитьё |
12 |
6 |
Хоровой |
12 |
6 |
«Непоседы» |
12 |
6 |
«Готовимся к ЕГЭ» |
12 |
6 |
«Всезнайка» |
19 |
9,5 |
«Хочу все знать» |
13 |
6,5 |
«Учимся играя» |
24 |
12 |
«Эврика» |
12 |
6 |
«Интеграл» |
12 |
6 |
Традиции православия |
15 |
7,5 |
Шахматы |
12 |
6 |
«Мастеровой» |
12 |
6 |
«Будь здоров» |
20 |
10 |
Клуб «Общение» |
12 |
6 |
Клуб «Подросток» |
12 |
6 |
Клуб «Снайпер» |
16 |
8 |
Спортивные игры |
30 |
15 |
Таким образом, системой дополнительного образования охвачены все 100% учащихся, многие занимаются в 2-х и более кружках.
3.4.Основные принципы содержания воспитательной работы
Цель воспитания: развитие творческой личности ученика на основе современных педагогических технологий, формирование здорового образа жизни.
Под словом воспитание мы понимаем целенаправленное управление процессом развития личности ребенка; мотивация у ребенка нравственного, общественно-ценного поведения; культивирование в ребенке желания «быть хорошим» (хорошим учеником, сыном, человеком, семьянином, работником, гражданином…), формирование стремления к здоровому образу жизни.
Процесс воспитания в ОУ заключается во взаимодействии сторон воспитания (ученик-учитель-родители) с целью создания условий для развития ребенка.
Процесс воспитания проходит в двух направлениях:
- Организация свободного времени после уроков, включение ребенка в разнообразную деятельность (походы, экскурсии, вечера, конкурсы и система дополнительного образования).
- Сохранение воспитательного компонента в урочной деятельности.
Принципы воспитания:
- признание самоценности детства, т.к. это часть жизни человека;
- признание прав ребенка, т.к. ОН – ЧЕЛОВЕК;
- признание свободы ребенка в воспитательном пространстве, т.к. настоящий человек может только при условии внешней (общественно-политической) и внутренней (нравственно-этической) свободы.
Воспитательные задачи:
1. Формирование воспитательной системы школы и ее реализация.
2. Воспитание у детей ценностного отношения к своему здоровью и укрепление здоровья учащихся средствами физкультуры, спорта, туризма и просветительской деятельности.
3. Воспитание у учащихся любви к Родине, ее культуре, традициям.
4. Воспитание гражданской позиции, правовой культуры и ответственности за свои поступки.
5. Укрепление связи школы с семьей, распространение психолого-педагогических знаний среди родителей.
6. Создание в ОУ позитивной воспитательной среды и условий для развития творческой личности ученика и учителя.
Воспитывающая среда школы — это совокупность межличностных отношений, норм поведения, которые принимаются и поддерживаются самими обучающимися и оказывают влияние на развитие личности.
3.5. Модель будущего выпускника
Модель выпускника нашей школы выстраивалась на основе анкетирования родителей, педагогов и самих учащихся, а также на основе имеющихся наработок, проектов концепций развития школы России.
С целью выявления модели выпускника МОУ СОШ с.Б.Самовец весной 2009 г. было проведено анкетирование учащихся, родителей и педагогов школы.
Учащиеся на вопрос, « Какими качествами, на твой взгляд, должен обладать выпускник школы?» ответили:
— быть целеустремленным 46% ;
— обладать знаниями – 36%;
— всеми необходимыми знаниями ,быть воспитанным –9%;
— образованным –6%;
— отзывчивым, честным – 3%;
Родители на вопрос, « Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка по окончании школы? Какими качествами должен обладать он как выпускник школы?» ответили:
— обладать запасом знаний – 25%;
— быть подготовленным к самостоятельной жизни – 15%;
— быть воспитанным – 15%;
— добрым, умеющим сопереживать – 15%;
— быть способным продолжить образование в ВУЗе – 10%;
— быть современно образованным – 10%;
— честным, порядочным, целеустремленным -5%;
— быть гражданином – 5%.
Педагоги школы, продолжая предложение «Выпускник нашей школы должен обладать — …» дали следующие варианты ответов:
— багажом знаний и опыта – 42%;
— воспитанным – 26 %;
— дополнительными умениями и навыками (танцевать, петь, вышивать и т.д.) – 16%;
— знать традиции и историю своего села – 8%;
— способностью найти своё место в суровой действительности- 8%.
Таким образом, основными параметрами, характеризующими личность выпускника школы, являются:
- Человек творческий, способный к саморазвитию, сохраняющий интерес к познанию мира, человека во всем их многообразии.
- Человек свободный, способный самоопределяться в окружающей его действительности, уважающий достоинство и права других людей, умеющий осуществлять совместную деятельность с другими людьми, сознающий необходимость сохранения всего живого на Земле, знающий и любящий свою малую и большую Родину.
- Человек, приобщенный к духовной культуре человечества, ориентирующийся в событиях мира, способный участвовать в межнациональном общении, знающий традиции, обычаи, правила, необходимые в общении с другими людьми.
- Человек, обладающий навыками и приемами умственного труда, умеющий организовывать свою деятельность, экономически и психологически грамотный.
- Человек, бережно относящийся к своему здоровью, ценящий жизнь свою и окружающих, имеющий умения и навыки по сохранению своего физического и психологического здоровья, навыки самообслуживания.
Таким образом, программа развития школы призвана способствовать становлению выпускника как компетентной, социально и культурно интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности.
РАЗДЕЛ IV. Реализация Программы развития
4.1. Приоритетные направления реализации программы развития школы:
1. Модернизация образовательного процесса, задачи которой заключаются в обновлении содержания школьного образования (внедрение новых технологий обучения, разработки системы элективных курсов, повышение профессиональной компетенции учителя).
2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех участников образовательного процесса (повышение мотивации учащихся, совершенствование методической службы школы, повышение квалификации педагогов, педагогическое сопровождение процесса развития, социализации и воспитания учащихся, повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания).
3. Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.
4. Совершенствование системы управления школой.
4.1.1. Задачи, связанные с дальнейшим развитием школы
1. Кадры:
а) сохранение и дальнейшее повышение профессионального уровня педагогических работников;
б) повышение мотивации педагогов школе на использование новых информационных образовательных технологий;
в) повышение мотивации учащихся на познавательную деятельность, самообразование, самостоятельность в получении знаний;
г) изучение мотивации родителей на обеспечение учащихся условиями работы в семье и тесное взаимодействие с педагогами;
д) формирование нормального микроклимата в школе среди педагогов и учащихся и использование принципов сотрудничества.
2. Материально-техническая база:
а) совершенствовать материально-техническую базу школы, оснащая кабинеты наглядными, раздаточными, дидактическими материалами, пособиями, мебелью;
б) информатизация образования;
в) благоустройство территории школы, спортивных площадок.
3. Формирование физически и духовно здоровой личности:
а) укреплять физическое, психологическое, духовное здоровье учащихся;
б) повышать квалификацию педагогических кадров школы по организации работы, связанной с оздоровлением учащихся;
в) совершенствовать организацию питания;
г) развивать сотрудничество школы и семьи в организации различных форм работы по пропаганде ЗОЖ, по сохранению и укреплению здоровья;
д) формировать ЗОЖ, использовать здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочной деятельности;
е) проводить профилактику правонарушений среди подростков.
4. Организация учебно-воспитательного процесса:
а) совершенствовать учебные планы и программы по предметам;
б) развивать взаимодействие учебных дисциплин на основе межпредметных связей;
в) совершенствовать формы и методы контроля качества знаний учащихся;
г) использовать инновационные методы в обучении и воспитании учащихся;
д) внедрять компьютерные технологии в учебно-воспитательном процессе.
5. Развитие творческих способностей учащихся:
а) привлекать учащихся к творческим конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным марафонам, соревнованиям и т.д.;
б) создавать творческую атмосферу в школе путем открытия кружков, секций и т.д.;
в) совершенствовать работу с одаренными детьми, равно как и с нуждающимися в коррекции.
6. Развитие школьного самоуправления учащихся:
а) совершенствовать деятельность органов ученического самоуправления;
б) совершенствовать деятельность детской организации «Маленькая страна»;
в) разрабатывать локальные акты по ученическому самоуправлению.
7. Сотрудничество семьи и школы:
а) вовлекать родителей и общественность в учебно-воспитательный процесс через родительские собрания, совместные творческие дела, организацию кружков, клубов, секций;
б) повышать психолого-педагогические знания родителей через семинары, собрания, лектории, конференции, открытые уроки;
в) привлекать родительскую общественность к оказанию помощи школе в укреплении материально-технической базы;
г) привлекать родительскую общественность к работе с семьями, оказавшимися в социально опасном положении;
д) продумать и внедрить в работу различные формы стимулирования родителей за помощь школе в воспитании детей.
4.1.2. Демократизация управлением школы
Реализация базовых демократических ценностей ведется через совершенствование системы общественно – государственного управления и работу ее органов:
- Совет школы
- Педагогический Совет школы
- Общешкольный родительский комитет
- Классные родительские комитеты
- Совет по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних
Основными задачами Совета школы являются:
- Определение программы развития Школы, особенностей ее образовательной программы.
- Решение вопросов по введению профилей или предпрофилей обучения.
- Утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годового календарного учебного графика.
- Утверждение правил внутреннего трудового распорядка ОУ.
- Повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности школы, содействие рациональному использованию выделяемых школе бюджетных средств, средств, полученных из иных источников.
- Содействие созданию в школе оптимальных условий и форм организации образовательного процесса.
Главными задачами Педагогического Совета являются:
- Реализация государственной политики по вопросам образования.
- Ориентация деятельности педагогического коллектива учреждения на совершенствование образовательного процесса.
- Разработка содержания работы по общей методической теме образовательного учреждения.
- Внедрение в практическую деятельность педагогических работников достижений педагогической науки и передового педагогического опыта.
- Решение вопросов о приеме, переводе и выпуске обучающихся, освоивших государственный стандарт образования, соответствующий лицензии данного учреждения.
Деятельность Общешкольного родительского комитета направлена на то, чтобы:
- Укреплять связь семьи, школы, трудовых коллективов и общественности в целях обеспечения единства воспитательного воздействия на детей и повышения его результативности, взаимодействовать в этой работе с советами по содействию семьи и школы в воспитании детей и подростков, общественным инспектором по охране прав детства.
- Воспитывать (создавать условия) у ребят сознательную дисциплину, культуру поведения, заботливое отношение к родителям и старшим.
- Оказывать всемерное содействие повышению авторитета учителя, помогать школе и семье в воспитании ответственного отношения к учебе, формированию разумных потребностей у детей и организации содержательного досуга школьников.
- Привлекать родителей к активному участию в жизни школы, организации внешкольной и внеклассной работы.
- Содействовать повышению ответственности родителей в воспитании и социализации детей.
- Участвовать в работе по профилактике вредных привычек у школьников, детской безнадзорности и правонарушений.
- Всемерно способствовать охране и укреплению здоровья школьников, помогать школе в организации общественного питания школьников и участвовать в осуществлении контроля над ним.
Все органы государственного общественного управления действуют на основании Положений, разработанных в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовом положении о школе, Устава школы.
Задачи классного родительского комитета:
1. Всемерное укрепление связей между семьей и школой в целях установления единства воспитательного влияния на детей.
2. Привлечение родителей к активному участию в жизни класса, к организации внеклассной и внешкольной работы.
3. Помощь классу в осуществлении учебно-воспитательного процесса.
Задачи совета по профилактике правонарушений и безнадзорности:
- Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
- Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
- Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении.
- Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
4.2. Основные мероприятия, по реализации Программы развития
Реализация Программы развития предполагает существенные изменения во многих сферах жизни школы: кадрах, содержании деятельности, характере взаимодействия с окружающим социумом.
Программу предполагается реализовать в три этапа:
I. 2009-2010 гг. – подготовительный этап:
1. Выявление перспективных направлений развития школы в условиях модернизации образования.
2. Мониторинг различных аспектов образовательного и воспитательного процессов.
3. Определение стратегии и тактики деятельности.
4. Кадровое обеспечение образовательного и воспитательного процесса.
5. Решение проблем материально-технического и нормативно-методического обеспечения, выявление перспективных направлений развития школы в условиях модернизации образования, осмысление противоречий и предпосылок развития школы. Создание условий для реализации программы.
- II. 2010-2012 гг. — основной этап (практический):
- Совершенствование форм содержания и методов образования и воспитания.
- Качественное и количественное закрепление достигнутых результатов.
- Моделирование системы ученического самоуправления.
- Совершенствование системы формирования здорового образа жизни, ценностного отношения к своему здоровью.
- Постепенный переход к профильному образованию.
- Повышение профессионального мастерства и творческого роста педагогов.
III. 2012 -2013 гг. — обобщающий этап:
- Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы.
- Определение путей дальнейшего развития на основе самоанализа работы школы в период действия Программы развития.
План действий по реализации Программы
№ п/п |
Основные мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Сохранение и развитие действующей системы образования в школе |
|||
1 |
Обеспечение сохранения единой системы с целью получения среднего общего (полного) образования с учетом запросов учащихся и социального заказа. |
2013 г. |
Администрация школы |
2 |
Изучение социального заказа родителей. |
2009 |
Администрация школы |
3 |
Сохранение и совершенствование системы компьютерного обеспечения деятельности школы (включение в единую информационную сеть, в Internet). |
2009-2013 |
Администрация |
4 |
Использование в УВП здоровьесберегающих технологий. |
Постоянно |
Администрация |
5 |
Сохранение и развитие способов оздоровления учащихся и педагогов. |
Постоянно |
Администрация, медсестра ФАП |
6 |
Ведение учета детей от рождения до достижения 18 лет (подворный обход). |
Ежегодно (март) |
Администрация |
Обновление содержания образования |
|||
1 |
Разработка концепции развития школы на период 2009/2013 годы. |
2009 |
Администрация |
2 |
Выполнение программы преемственности образования на каждой ступени обучения. |
Ежегодно (сентябрь, май) |
Заместитель директора по УВР |
3 |
Разработка программы работы библиотеки в соответствии с Программой развития. |
2009-2010 |
Библиотекарь |
4 |
Формирование банка данных по обобщению опыта педагогов школы. |
2010 |
Заместитель директора по УВР |
5 |
Разработка учебных планов, включающих элективные курсы. |
Ежегодно |
Заместитель директор по УВР |
6 |
Разработка календарно – тематических планов элективных курсов и утверждение их на методическом совете школы. |
Ежегодно (август-сентябрь) |
Заместитель директора по УВР, учителя – предметники |
7 |
Выполнение программы «Одаренные дети», участие в предметных олимпиадах, конкурсах. |
Постоянно |
Заместитель директора по УВР |
Совершенствование воспитательной системы |
|||
1 |
Участие в конкурсе воспитательных систем (совершенствование программы «Школа юных атлантов»). |
2011 |
Заместитель директора по ВР |
2 |
Выполнение комплексно-целевых программ с целью создания успешной адаптации учащихся в обществе:
— патриотическое воспитание граждан РФ; — совместная деятельности ОНО и ОВД по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; — профилактика ВИЧ/СПИД в ОУ Липецкой области; — антинаркотическое воспитание в школе. |
Постоянно |
Заместитель директора по ВР |
3 |
Выполнение законодательства по защите прав ребенка, предупреждению детской преступности и правонарушений, противодействия негативным социальным процессам, реализация комплексно – целевых программ:
— профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; — Дети России. |
Постоянно |
Заместитель директора по ВР |
4 |
Разработка и внедрение активных форм психолого-педагогического сопровождения, профилактики школьной и социальной дезадаптации учащихся. |
2009 – 2011 |
Заместитель директора по ВР, социальный педагог |
5 |
Участие родительской общественности в образовательном процессе. |
2009 — 2013 |
Администрация |
6 |
Продолжить практику сотрудничества служб:
— школа; — инспекция ПДН; — молодёжный отдел администрации Грязинского муниципального района; — КДН; — МУЗ «Грязинская ЦРБ». |
Постоянно |
Заместитель директора по ВР |
7 |
Создание условий для самореализации детей в системе внеурочной деятельности. |
Постоянно |
Заместитель директора по ВР |
8 |
Продолжение традиций школы, участие в традиционных районных акциях и мероприятиях. |
Ежегодно |
Заместитель директора по ВР |
Перспективы кадровой политики |
|||
1 |
Обеспечение выполнения программы «Информатизация учебно-воспитательного процесса». |
2009 – 2013 |
Заместитель директора по УВР |
2 |
Обеспечение социально – правовые гарантий соблюдения охраны труда и техники безопасности для педагогов. |
Постоянно |
Администрация школы |
3 |
Разработка плана повышения квалификации и аттестации педагогов и обеспечение его выполнения. |
2009 – 2012 |
Заместитель директора по УВР |
4 |
Участие в районных профессиональных конкурсах. |
Ежегодно |
Администрация |
Совершенствование системы управления школой |
|||
1 |
Систематизация нормативно – правовой базы деятельности школы |
2009 – 2011 |
Администрация |
3 |
Обновление действующей системы контроля учебно-воспитательного процесса |
2010 |
Администрация |
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном процессе |
|||
1 |
Обеспечение выполнения программы деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. |
Постоянно |
Администрация, преподаватель ОБЖ, медсестра ФАП |
2 |
Проведение комплексного изучения состояния здоровья учащихся школы (участие в областной программе по мониторингу психофизического состояния школьников) |
Ежегодно: ноябрь, май |
Администрация, учителя физкультуры, ОБЖ, информатики |
3 |
Проведение Дней Здоровья в школе |
Постоянно |
Заместитель директора по ВР |
4 |
Организация работы с родителями по формированию навыков здорового образа жизни |
Ежегодно |
Заместитель директора по ВР |
Раздел V. Ожидаемые результаты Программы развития
Ожидаемые результаты реализации Программы развития школы
1. Создание банка данных детей с разным уровнем физического, интеллектуального и социального развития.
2. Повышение мотивации обучения и воспитанности учащихся, создание для них условий для самопознания и самореализации.
3. Использование наиболее эффективных форм и методов педагогического мастерства и творческой индивидуальности учителей, направленной на повышение качества образования.
4. Повышение общественной активности, инициативы, результативности со стороны родителей.
5. Повышение роли органов общественно-государственного управления общей системе управления школой.
6. Совершенствование методов оценивания достижений учащихся школы.
7. Совершенствование системы дополнительного образования.
8. Формирование эффективных экономических отношений в образовании, укрепление материально-технической базы образовательного учреждения.
Возможные риски процесса реализации Программы
1. Несовпадение традиционных педагогических представлений о возможностях учащихся и их реального психофизического состояния.
2. Проблематичность финансирования материально-технической базы, а интенсификация образовательного процесса невозможна без модернизации технических средств обучения, которые призваны повышать эффективность обучения, воспитания и развития, усиливать их здоровьесберегающий эффект.
3. «Старение» педагогических кадров и недостаточность притока молодых кадров приводят к угрозе психоэмоционального сгорания.
4. Опасная тенденция к сокращению контингента учащихся вследствие демографического спада.
5. Отсутствие конкурсной ситуации среди педагогических кадров, что приводит к определенному профессиональному застою.
Раздел VI. Ресурсное обеспечение выполнения Программы
Нормативно-правовое:
1. Внесение изменений в Устав школы по мере необходимости.
2. Разработка и утверждение документов, положений, необходимых для выполнения Программы развития школы (документы, регистрирующие формы стимулирования и поощрения результативности и качества деятельности учителей, школьного ученического самоуправления.
3.Формирование и утверждение пакета документов по реализации принципов воспитательной системы школы.
Программно-методическое:
1. Формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить качественное предметное обучение.
2. Разработка рекомендаций по технологии предпрофильного обучения.
3. Формирование банка методических материалов по технологии индивидуального, дифференцированного, разноуровневого обучения.
4. Создание программ и планов элективных курсов предпрофильного обучения.
5. Формирование пакета документов по выполнению государственных программ по предметам.
Информационное:
Информирование учителей, родителей, учащихся о ходе выполнения Программы развития через:
— Совет школы;
— средства массовой информации;
— родительские собрания;
— ученические собрания;
— собрания трудового коллектива;
— педсоветы.
Мотивационное:
1. Разъяснение ученикам и родителям необходимости получения качественного образования.
2. Разработка документов о стимулировании результативной деятельности учителей и учащихся (формы материального и морального поощрения).
Кадровое:
1. Курсовая переподготовка учителей.
2. Повышение квалификации учителей через работу над темами самообразования, участие в работе семинаров, педсоветов.
Организационное:
Создание условий, необходимых для выполнения Программы развития школы.
Материально – техническое:
1. Ежегодное осуществление косметического и планового капитального ремонта школы и систем отопления, канализации, водоснабжения.
2. Своевременное решение вопросов по остеклению и освещению классных кабинетов, обеспечению их новой мебелью.
3. Своевременное составление заявок на проведение ремонта, на приобретение необходимого оборудования, инвентаря, хоз.материалов, методических пособий, наглядности для проведения уроков.
4. Пополнение фонда библиотеки учебниками, методической и художественной литературой.
5. Проведение ежегодной подписки на методические издания (газеты, журналы, методическую литературу).
Финансовое:
1. Составление сметы школы на приобретение мебели, наглядности, оборудования, демонстрационного материала, орг.техники.
2. Целевое финансирование.
')}
')}